Мастер-класс «Разрешение конфликтов между детьми»
Оборудование: проектор, карточки эмоций, магнитная доска, фломастеры, шары желтого и синего цвета по количеству детей, мультфильм «Мост».
Ожидаемый результат: на занятии воспитанники познакомятся с понятием «конфликт», его видами и причинами возникновения, научатся находить конструктивные способы решения конфликтных ситуаций.
Цель: формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в группе и конструктивных навыков решений конфликтных ситуаций у детей.
Задачи:
- Познакомить с понятием «конфликт», закреплять у детей навык самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
- Развивать умение работать в группе, анализировать ситуации и самостоятельно принимать решения в конфликтных ситуациях.
3. Способствовать воспитанию уважительного дружественного отношения к сверстникам.
Предварительная работа:
С детьми проводились занятия на изучение эмоциональных состояний человека (злость, радость, вины). Вместе с детьми разыгрывались и обсуждались конфликтные ситуации. Дети, на занятиях, самостоятельно искали, как выйти из этих ситуаций. Так же был проведён комплекс занятий по программе «Давайте жить дружно» - где детям давались установки на сплочённость в коллективе, принадлежность к группе.
Вступительное слово психолога:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас поприветствовать сегодня здесь в нашем учреждении. Мне очень приятно, что вы пришли. Я надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке, так как тема, которую мы сегодня будем обсуждать - очень повседневная - это конфликты и способы их разрешения.
Ход занятия
1. Приветствие
Дети под музыку заходят в комнату (занятие проводится в музыкальном зале).
- Здравствуйте ребята, проходите, пожалуйста. Улыбнитесь друг другу и порадуйтесь сегодняшнему дню. У нас сегодня необычное занятие.
-Поговорим. О чем? (дети) О разном и о прочем… О том, что хорошо и хорошо не очень…Что-то знаете вы, а что-то мне известно. Поговорим? Поговорим (дети). Вдруг будет интересно?
2. Упражнение «Шире круг»
- Давайте поприветствуем друг друга, назовем свои имена и создадим большой круг для дальнейшей работы.
-Подойдите ко мне те ребята (называется любой признак), кто сегодня не выспался, любит убирать игрушки, считает себя сильным, добрым, у кого длинные волосы, вот наш круг стал больше. У кого голубые глаза, в одежде есть синий цвет, кто умеет хорошо рисовать, любит танцевать. Назовите свои имена. Представьтесь.
-Посмотрите, какой у нас большущий круг, мы все такие разные, но у нас оказывается есть много общего.
-Что общего есть у нас с вами? Верно! Все вы воспитанники старшей группы «Пчелка» детского сада №4.
- Ребята, а как мы живём в нашей группе? Дети: Дружно, весело, все вместе играем и занимаемся.
- Формулировка темы и цели занятия.
- Ребята, мы часто встречаемся с тем, что станет предметом нашего сегодняшнего разговора. Попробуйте сами определить тему занятия:
просмотр мультфильма «На мосту» (Примечание. Мультфильм «Мост» - короткометражная история о четырех животных – Лосе, Медведе, Зайце и Еноте, пытающихся пересечь узкий мост. Продолжительность – 2 мин. 45 сек.)
ВОПРОСЫ:
- Что одним словом произошло между двумя животными? (Ответы детей: ссора, драка... )
- Какова главная тема мультика? (после того, как дети ответили на вопросы, все вместе формулируем тему занятия).
-Да, ссора, столкновение или другими словами КОНФЛИКТ.
- Сегодня мы с вами познакомимся со значением слова конфликт и как правильно себя вести, чтобы его не возникало.
- Что такое конфликт?
- Тогда скажите, пожалуйста, а как вы вообще понимаете слово конфликт? Что оно обозначает? (ответы детей). Может быть, это ссора или столкновение мнений. Т.е. столкновение в данном случае животных, конечно может возникнуть и между людьми. Где может возникнуть конфликт? (в мультфильме на мосту, а в жизни - на улице, дома, в садике и в мире происходят от того, что люди не знают способа выхода из них).
-Почему он возникает? (ответы) Да, не могут договориться, найти правильное решение. Очень часто в силу каких-либо причин, людям приходится ссориться, выяснять отношения, конфликтовать. После конфликтов многие люди жалеют о том, что вовремя не промолчали, не сменили тему разговора или не уступили собеседнику.
-Вот мы сегодня и попробуем научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтной ситуации.
5. Вопросы по просмотру мультфильма
-Вернемся к мультфильму:
- Где происходит действие? (на мосту).
- Каких героев вы увидели? (енот, заяц, лось и медведь).
-Куда шли лось и медведь? (навстречу друг другу, для того чтобы перейти на другую сторону).
-Удалось ли это им? Почему? (Лось и Медведь сначала пробуют найти решение, пытаясь одновременно пройти по мосту «боком». Но… быстро понимают, что не смогут).
- Как они себя ведут? Удалось ли им пройти в нужную сторону?
- Более того, они поступают с маленькими животными? (С Зайцем и Енотом, жестоко).
- Жестокость рождает жестокость! (Енот и Заяц просто перегрызли мост).
- Как Зайцу и Еноту удалось избежать конфликта? Ведь у них была та же проблема, а решение другое (они не стали ссориться и совершать необдуманных поступков; решить конфликт можно, если постараться услышать друг друга, уступить, договориться друг с другом).
- Как избежать подобного конфликта Лосю и Медведю? Молодцы!
-Ребята, если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, воспитателю, своим друзьям.
- Было ли в мультике что-то знакомое вам? Что? (ссора, драка)
6. Игра «Ссора»
Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложной ситуации.
Ход игры:
- А всегда ли вы так дружны и никогда не ссоритесь?
Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Кариной и Софией.
Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
1 девочка:
-Мы поссорились с подругой и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
2 девочка:
-Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала и сказала: « Не отдам!»
Вопросы для обсуждения:
- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (из- за игрушки)
-А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
-А что чувствуют те, кто ссорится?
-А можно обойтись без ссор?
Работа с пиктограммами (психолог задаёт вопрос, а дети показывают и отвечают).
- Какие эмоции испытывала Карина?
- А какие София?
Выслушав ответы воспитатель предлагает один из способов примирения - автор так закончил эту историю:
2 девочка:
-Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай.
И скажу: «Играть давай!»
- Правильно ли поступила София?
-Какие эмоции сейчас у девочек?
- Как бы вы поступили на её месте?
Обобщение: если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «извини», «давай я тебе помогу», « давай играть вместе».Чаще улыбайтесь и вам не придётся ссориться.
- Этюд с содержанием проблемной ситуации
Дети разыгрывают ситуацию.
- Каждый день у нас в группе случаются конфликтные ситуации, с которыми нам бывает трудно справиться. Давайте мы с вами посмотрим в какой ситуации могут оказаться ребята, когда играют.
- Арсений и Дима строили дом из кубиков, а Никита играл рядом с машинкой. Когда мальчики уже построили дом, Никита нечаянно попятился и разрушил их постройку. Дима и Арсений очень расстроились и накричали на Никиту.
- Почему мальчики накричали на Никиту? (Он разрушил их постройку).
Работа с пиктограммами (психолог задаёт вопрос, а дети показывают и отвечают).
1. Какие чувства испытывали Дима и Арсений, когда Никита разрушил их постройку? (чувства вины и злости).
2. Какое чувство испытывал Никита, когда мальчики на него накричали? (он испытывал чувство вины, растерялся, расстроился, сделался печальным).
- Как мальчикам нужно выйти из этой конфликтной ситуации? (сначала им нужно успокоиться, Диме и Арсению нужно понять, что Никита нечаянно разрушил их постройку и попросить у него прощение. В ответ Никите нужно понять, что мальчики очень расстроились, когда он им сломал домик. Затем мальчикам нужно вместе построить новую постройку, гараж для машинки).
Дети показывают, как нужно правильно выйти из этой ситуации.
8.Упражнение «Способы борьбы с негативными эмоциями»
-Ребята, есть много эффективных способов, которые вам помогут успокоиться и избавиться от мыслей кого-то ударить или обозвать.
Перед вами лежит белый лист бумаги, как он вам поможет справиться с вашей злостью? (ответы детей).
- Предлагаю вспомнить недавно случившуюся ситуацию, когда вы сильно злились на кого-либо и нарисовать этого человека на листе. Затем вы можете:
ü либо порвать лист на кусочки;
ü либо изменить свой рисунок так, чтобы ваш обидчик был веселым и добрым, а для этого надо дорисовать что-то смешное;
ü можно скомкать лист и просто напросто выбросить его в мусорное ведро.
- Как вы думаете, как вам это поможет вам успокоиться? Правильно, вы свою злость оставите в комке бумаги, сильно сжав его. Затем дети выбрасывают комок в мусорное ведро, используя ведро, как баскетбольное кольцо.
9. Заключительная часть
- Ребята, а что нам помогает жить дружно, без ссор?
Дети: Добрые слова, доброе отношение друг к другу, дружба.
- Молодцы, вы правы надо дружить и не ссориться.
- Кто может рассказать стихи о дружбе, ведь дружба – это великая сила.
Дети читают стихи (Приложение 1).
- А давайте споём песню о дружбе. Какую мы знаем? Дети исполняют песню «Дружба крепкая не сломается..».
В конце песни психолог предлагает детям поделиться своей добротой друг с другом (дети обнимают друг друга).
- - Мы сегодня с вами хорошо поработали, все молодцы! Узнали много нового, и я надеюсь, что вы после этого занятия станете добрее, терпимее, научитесь прощать и просить прощение. Будете более внимательны к своим друзьям и ко всем окружающим.
Рефлексия «Воздушные шарики»
В завершении, мне хотелось бы узнать: с каким настроением вы покинете занятие. Для этого вам необходимо взять воздушный шар мальчики синего цвета, девочки - желтого. И нарисовать на нем если у вас хорошее веселое настроение улыбку.
- Вижу, что у всех хорошее настроение, …..
-Спасибо за внимание, до новых встреч!