Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.

   Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования:

по инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории;

по инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории.

Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

стажа работы (кроме случая, предусмотренного пунктом 20 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-педагогического состава учреждения высшего образования), утвержденная постановлением Министра образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101                   (далее – Инструкция) в соответствии с частями первой-четвертой пункта 19 Инструкции;

освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором-четвертом части первой настоящего пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта.

Претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории могут педагогические работники, имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее – стаж работы),                    два года;  высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы    на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.

 Документы, предоставляемые при аттестации:

заявление по установленной форме;

копия свидетельства о повышении квалификации по профилю      за последние 3 года;

выписка из протокола заседания квалификационной комиссии        по приему квалификационного экзамена (для высшей категории).

 

В ходе аттестации оцениваются:

деятельность педагога за аттестационный период (2-3 года);

достижение результатов (учащихся и педагога);

деловые, личностные качества педагога;

возможности дальнейшего роста и обучения;

необходимость помощи, пути улучшения деятельности.

 

В ходе аттестации педагогом предоставляются:

самоанализ деятельности;

разработки открытых занятий, воспитательных мероприятий;

самоанализ открытых мероприятий;

материалы по самообразованию или обобщение опыта;

результаты психолого-педагогического анкетирования.

 Основные этапы аттестации:

1. Подготовительный этап:

избрание аттестационной комиссии;

оформление приказа руководителя о персональном составе комиссии, доведение его до сведения педагогических работников;

оформление пакета документов по аттестации;

оформление выставочного стенда с материалами аттестации.

2. Организационный этап:

подача заявлений в комиссию;

рассмотрение заявлений аттестационной комиссией;

составление графика аттестации;

согласование графика прохождения аттестации с профсоюзным комитетом;

издание приказа руководителя о проведении аттестации.

2. Процессуальный (основной):

изучение педагогической деятельности в соответствии с Квалификационным справочником

(собеседованиеанкетирование, тестирование, самооценка, оценка сотрудника руководителем, коллегами, наблюдение за педагогической деятельностью, анализ результатов, и т.д.);

подготовка аналитических материалов по результатам изучения деятельности;

сдача квалификационного экзамена, предоставление справки в аттестационную комиссию;

составление характеристики.

3. Заключительный (итоговый) этап:

проведение аттестационного собеседования.(сопоставление точек зрения на результаты деятельности, обсуждение дальнейших путей профессионального развития педагога)

принятие решения (кроме решения предусмотренного Инструкцией даются рекомендации о повышении квалификации,            об улучшении отдельных направлений деятельности, о постановке          в резерв на руководящую должность и т.д.);

издание приказа руководителя по решению аттестационной комиссии.

внесение записи в трудовую книжку.