Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.
Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.
Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования:
по инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории;
по инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории.
Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:
соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
стажа работы (кроме случая, предусмотренного пунктом 20 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-педагогического состава учреждения высшего образования), утвержденная постановлением Министра образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее – Инструкция) в соответствии с частями первой-четвертой пункта 19 Инструкции;
освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором-четвертом части первой настоящего пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта.
Претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории могут педагогические работники, имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее – стаж работы), два года; высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.
Документы, предоставляемые при аттестации:
заявление по установленной форме;
копия свидетельства о повышении квалификации по профилю за последние 3 года;
выписка из протокола заседания квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена (для высшей категории).
В ходе аттестации оцениваются:
деятельность педагога за аттестационный период (2-3 года);
достижение результатов (учащихся и педагога);
деловые, личностные качества педагога;
возможности дальнейшего роста и обучения;
необходимость помощи, пути улучшения деятельности.
В ходе аттестации педагогом предоставляются:
самоанализ деятельности;
разработки открытых занятий, воспитательных мероприятий;
самоанализ открытых мероприятий;
материалы по самообразованию или обобщение опыта;
результаты психолого-педагогического анкетирования.
Основные этапы аттестации:
1. Подготовительный этап:
избрание аттестационной комиссии;
оформление приказа руководителя о персональном составе комиссии, доведение его до сведения педагогических работников;
оформление пакета документов по аттестации;
оформление выставочного стенда с материалами аттестации.
2. Организационный этап:
подача заявлений в комиссию;
рассмотрение заявлений аттестационной комиссией;
составление графика аттестации;
согласование графика прохождения аттестации с профсоюзным комитетом;
издание приказа руководителя о проведении аттестации.
2. Процессуальный (основной):
изучение педагогической деятельности в соответствии с Квалификационным справочником
(собеседование, анкетирование, тестирование, самооценка, оценка сотрудника руководителем, коллегами, наблюдение за педагогической деятельностью, анализ результатов, и т.д.);
подготовка аналитических материалов по результатам изучения деятельности;
сдача квалификационного экзамена, предоставление справки в аттестационную комиссию;
составление характеристики.
3. Заключительный (итоговый) этап:
проведение аттестационного собеседования.(сопоставление точек зрения на результаты деятельности, обсуждение дальнейших путей профессионального развития педагога)
принятие решения (кроме решения предусмотренного Инструкцией даются рекомендации о повышении квалификации, об улучшении отдельных направлений деятельности, о постановке в резерв на руководящую должность и т.д.);
издание приказа руководителя по решению аттестационной комиссии.
внесение записи в трудовую книжку.